Капоэйра Лого РодаМаксим, Паша, Коля и Вибэ

Газета "Одесский Вестник"за 11 декабря 2003 года,
четверг. № 233 (2984)

Загадочная надпись "Коллектив капоэйра" сама собой бросилась в глаза со стенда, стоящего у входа во Дворец культуры студентов Одесского национального политехнического университета, на котором помещался список всевозможных творческих ансамблей и кружков, занимающихся в стенах ДК. Впрочем, загадочной она была лишь наполовину - сразу вспомнился виденный когда-то американский фильм, в котором молодой учитель приходит в неблагополучную школу в бедном квартале и начинает перевоспитывать подрастающих там юных хулиганов. Причем для этих целей он использует вовсе не систему Макаренко, а странный то ли танец, то ли вид единоборств, которому сам научился в Бразилии. Средство оказывается весьма действенным, и будущие правонарушители кардинально меняются в лучшую сторону, заодно помогая преподавателю искоренить банду, которая терроризировала всю но картина запомнилась благодаря виртуозным акробатическим трюкам и экзотичной афро-латиноамериканской музыке, которая задавала ритм всем танцевально-боевым движениям. Называлась все это действо малопонятным именем "капоэйра". Загадочность же упомянутой выше надписи относилась к той ее части, которая указывала на то, что каким-то ветром этот танец-борьбу из далекой Бразилии занесло во Дворец студентов в Одессе.

ТАНЕЦ СВОБОДЫ

В небольшом зале несколько десятков юношей и девушек в спортивных костюмах в такт музыке совершают движения, которые напоминают одновременно и разминку перед тренировкой и танцевальные па. Но вот ритм меняется, и присутствующие переходят к акробатике - начинают "крутить колесо" и ходить в стойке на руках. У одних это получается так, что залюбуешься, другие явно только начинают осваивать эти непростые упражнения, то и дело падая и вставая, чтобы снова и снова повторять попытки. Потом к гимнастическим трюкам добавляются прыжки, удары ногами и ловкие уклоны. И во всем этом по-прежнему присутствует элемент танца. Так выглядит тренировка участников спортивного клуба "Джинга ди либер-даде", что в переводе с португальского означает "Танец свободы". Так значит, судя по названию, экзотическая "капоэйра" это все-таки танец?

- Капоэйра - это игра, - даст неожиданное объяснение инструктор клуба Максим Чечетов. - Это симбиоз танца, боевого искусства, музыки и песен. Когда игроки образуют круг, называемый "рода", и двое выходят в центр, то со стороны может показаться, что они проводят поединок. Но здесь нет поединка, есть только игра. И человек напротив тебя - не противник, а друг. Высшим же уровнем тут считается способность играть без правил. Собственно, для некоторых игроков в капоэйру жизнь и игра - это одно и то же.

- Но эта игра имеет вполне практическое применение, - добавляет Александр Шевченко, также инструктор клуба. - Все удары наносятся по-настоящему, просто суть состоит в том, чтобы контролировать свои движения, и если человек не смог уклониться, нужно быть готовым смягчить свой удар. Если же кого-то ударили, то это считается обоюдной ошибкой - и того, кто не смог увернуться, и того, кто не смог остановить удар. Капоэйра - это не. просто акробатический танец, вроде, например, брейк-данса. Ее более чем двухсотлетняя история доказывает, что это -мощное средство самозащиты.

Тут, пожалуй, стоит отвлечься для небольшого исторического экскурса. Никто не может точно сказать, когда и как зародилось это искусство борьбы. По самой распространенной версии, капоэйра была придумана африканскими рабами, вывезенными в начале XVI века в Бразилию. Чтобы противостоять притеснениям, они были вынуждены применять новые виды борьбы. В 1814 году капоэйра была запрещена, но рабы нашли выход из этой ситуации - они замаскировали ее под танец. Запрет был отменен только после 1932 года, и постепенно капоэйра стала распространяться за пределами Бразилии. Такую информацию можно обнаружить после непродолжительных поисков в Интернете. Однако в глобальной сети ничего не сказано о том, как бразильское боевое искусство проникло в наш город.

Как оказалось, благодаря уже упомянутому фильму под названием "Только сильнейший". Посмотрев его, Максим, до этого занимавшийся брейк-дансом, начал самостоятельно осваивать бразильскую борьбу по видеокассетам. Потом вывесил объявление в ДК политеха, студентом которого он является, приглашая к занятиям всех желающих. Среди тех, кто откликнулся, оказался и Александр, также студент ОНПУ, который до поступления в одесский вуз изучал капоэйру в родном Херсоне под руководством тренера. Вместе ребята организовали клуб, который в настоящий момент объединяет около тридцати человек.

- Кто может прийти к вам заниматься, какой уровень подготовки при этом требуется?

- Уровень может быть любым, так же как и возраст. Кстати, одно из двух существующих направлений капрэйры под названием "Ангола" допускает занятия до глубокой старости. Тех, кто к нам приходит, поначалу мы просто учим владеть своим телом, потом отрабатываем акробатические упражнения, ударную технику и броски, разучиваем песни.

- Песни?

- Музыка является неотъемлемой частью капоэйры. Раньше ритмы служили сигналом, который мог предупреждать о приближении полиции, - Максим показывает замысловатое сооружение, напоминающее бамбуковую удочку. - Это - беримбау, основной музинструмент. Он представляет собой музыкальный лук с резонирующей тыквой. Используется также барабан ата-бак. Все мы учимся играть на этих инструментах и петь. Песни простые, часто шуточного характера, Правда, все на португальском языке. Где находим музыку? Да где только возможно - в Интернете, на различных семинарах.

- А много в Украине существует подобных клубов? Часто ли проводятся соревнования?

- Клубов капоэйра уже насчитывается немало. Например, в Днепропетровске, Хмельницке, Херсоне. Мы с ними поддерживаем постоянные контакты, проводим семинары, встречи. А вот соревнований в капоэйра просто нет. Мы выступаем с показательными выступлениями в рамках турниров по карате. Кстати, наш клуб входит в Федерацию Джундокан Украины.

- Но если соревнования отсутствуют, то в чем тогда смысл капоэйры как спорта?

- Капоэйра - это не просто набор замысловатых движений. Здесь важную роль играет особая философия, - поясняют Максим и Александр. - Цель состоит в достижении особого состояния, которое называется "аше". Если попытаться выразить его словами, то это - энергия счастья, Ощущение радости. Играя в капоэйра, участники стремятся войти в это состояние, а мастера способны распространять его на весь род и сохранять после тренировки. Суть капоэйра выражена в названии нашего клуба - "Танец свободы". - - Для меня все новое - это встреча с сегодняшним днем, - присоединяется к разговору директор Дворца культуры ОНПУ Иосиф Ефимович Гольдштейн. - По возрасту я консервативен, но рядом с этими ребятами чувствую себя молодым. Раньше брат Саши, Виталий, также занимался у нас, потом увлекся фокусами и сейчас работает профессиональным иллюзионистом. А отец Максима ведет у нас клуб оригинального жанра. Так что оба они, можно сказать, из актерских династий. А если серьезно, то мы всеми силами стараемся привлекать молодежь к творческой работе. Воспитание - процесс невидимый. Ребята, которые приходят заниматься капоэйра, должны упорно тренироваться, вести трезвый образ жизни. У них есть любимое дело, они отвлечены от улицы. Не побоюсь показаться банальным, сказав, что этот факт - уже победа. Что ж, жизнь, возможно, действительно игра, но, как видим, в этой игре победы возможны.

Андрей ПОЛЯКОВ.

Вернуться к началу страницы