Капоэйра Лого РодаМаксим, Паша, Коля и Вибэ

Газета "Биржа" 15 ноября 2005г

Родом из Бразилии

Эта статья могла бы начинаться, например, так: некий студент-мулат, родом из Бразилии, учился в одном из отечественных ВУЗов. Внешне он был строен, невысок и впечатления записного драчуна не производил. Однажды его друзья-однокурсники бросились защищать бразильского друга от ватаги подвыпивших агрессивных скинхедов. Однако их помощь не потребовалась. Мулат, казалось, танцевал замысловатый акробатическийтанец, но к нему невозможно было приблизиться. Бразильский студент объяснил потрясенным украинцам, что он мастер капоэйры — национального бразильского спорта.

Капоэйра — очень сложное сочетание танца, кик-боксинга и борьбы. Родилась капоэйра на плантациях, среди рабов, которые не имели возможности открыто себя защитить. Чернокожие рабы придумали приемы, складывающиеся в своеобразный танец. Знали ли они, что со временем их искусство станет популярным во всём мире? А ведь на сегодняшний день капоэйра получила самое широкое распространение во всём мире и, в том числе, в Украине. Школы бразильского танца-борьбы существую практически во всех крупных городах нашей страны.

Само слово «капоэйра» (в бразильском произношении -«капуэйра») не имеет однозначного перевода. Но многие мастера и исследователи объясняют это слово, как «низкая растительность», место с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру.

Более или менее достоверные сведения о капоэйре относятся к началу XVIII века. Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.

В 1500 году португальцы высадились в Бразилии. С самого начала ее колонизации португальцы пытались использовать в качестве рабов местных индейцев. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в непроходимую сельву. И тогда в качестве свежей рабочей силы было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры. Так, например, у некоторых африканских племен существовал обряд «N»golo", что означает «Танец зебр». В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается, этот танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры.

Как и индейцам, многим африканцам удавалось бежать, но если для первых это была родная земля, то неграм приходилось учиться выживать. Беглые рабы образовывали так называемые «киломбуш» или «свободные поселения». Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В этих поселениях капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой.

Спустя столетия Бразилия была провозглашена республикой, рабство было отменено, поселения бывших рабов естественным образом перестали ассоциироваться с центрами борьбы за свободу. Вместе с людьми капоэйра перебралась в город, и из сугубо африканского искусства превратилась в достояние всего населения, но в большей степени бедного. Капоэйра широко распространилась, служа для многих оружием в борьбе за выживание. В итоге началось отождествление капоэйры с чем-то незаконным. И вскоре оно стало столь сильным, что слово «капоэйрист» превратилось в синоним слов «бродяга», «бандит», «вор». В начале XIX-го в. даже был издан указ об организации полицейских сил, в задачу которых входила борьба с капоэйристами.

Но капоэйра не исчезла. Наиболее широкое распространение в этот период она получила в портовых городах, в которых постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран. И, как не странно, благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капоэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Капоэйристы стали осваивать работу с лезвиями и палками.

Однако истинное искусство было тщательно скрыто от непосвященных. Мастера капоэйры и их самые близкие ученики собирались в секретных местах, для того чтобы провести «роду» (ритуальный танец-тренировку). Это были люди, которые старались поддержать древние традиции, развивали не только физическую составляющую стиля, но — философский аспект, пели древние песни и играли на музыкальных инструментах. Они вели двойную жизнь и имели два имени: одно — для мира капоэйры, другое — для жизни в народе. Эта традиция сохранилась до сих пор, когда во время ритуала посвящения «батизада», ученику дается капоэйристское имя.

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения и на капоэйру как на проявление народной культуры. В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Ее основателем был мастер Бимба (Мануэль дус Рейш Машаду). Он делал все возможное для того, что бы легализовать капоэйру в качестве национального вида борьбы. Бимба разработал стиль, который назывался «Режиунальный стиль Баии», в последствии — «Капоэйра режиунал».

Но Бимба был не одинок в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность и народную популярность во времена мастера Бимбы был мастер Паштинья (Висенте Феррера Паштинья). Его школа «капоэйры Анголы» была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется — «Ангола», в честь страны на Африканском континенте, откуда привозили рабов. Мастер Паштинья и мастер Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры. И если мастер Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то мастер Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. Однако многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой стили «Ангола» и «Режиунал». Такой современный стиль называется «контемпоранеа». Истинные капоэйристы говорят: «Капоэйру не танцуют, капоэйрой не дерутся, капоэйру — играют».

Безусловно, существует и капоэйра контактная. Многие группы практикуют такую «full-контакт» капоэйру, в меньшей степени рассчитанную на игру. Самая большая из групп, занимающихся контактной капоэйрой — группа под названием «ABADA». Но заметим: это — не цель капоэйры. «Контактность» — это только один единственный аспект из огромного спектра возможностей даваемых человеку капоэйрой. Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Сензала) в Нью-Йорке. А в 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira), и это событие принято считывать началом непрерывного развития капоэйры в Европе.

В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting, организованная Маркушем Чина (Marcos China) и групой Senzala в Париже. В ней приняли участие многие мастера из Бразилии. С 1989 г. летний лагерь капоэйры проводится в Гамбурге организацией Пауло Сикейры «Capoeuropa» (каждый день проходит от 6 до 9 занятий в трех группах, дифференцированных по уровню подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским танцам и игре на музыкальных инструментах). Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную встречу в Амстердаме.

В нашей стране на сегодняшний день действует множество клубов капоэйры; это, например: Капоэйра Ангола и Либердади куросао (г. Днепропетровск), Express?o Paulista de Capoeira, Grupo Ax? Capoeira, Grupo Senzala de Capoeira (г. Киев), Academia de Capoeira Malandrage, (г. Харьков), Capoeira de Z-Cidade (г. Запорожье), UNICAR Ucrania (филиалы в г. Краматорске и г. Харькове), Капоэйра во Львове (г. Львов), Западноукраинский Центр Капоэйры (г. Луцк), Jinga (г. Хмельницкий) . Даже в таких небольших городах Украины, как г. Стаханов (Луганская обл.), г. Ясиноватая, г. Херсон или г. Дружковка есть клубы капоэйры (Капоэйра в Стаханове , Капоэйра в Ясиноватая, Volto do Mundo, Капоэйра в Херсоне). Занимаются капоэйрой и в Одессе — с 2001 года здесь функционируют клубы Grupo Senzala de Capoeira и Express?o Paulista de Capoeira.

Капоэйра — это не просто экзотический и красивый спортивный феномен; трудно переоценить её пользу для позвоночника, мышечного корсета, дыхания, да и для всего организма в целом. И, конечно, коллективные танцы-тренировки как нельзя лучше способствуют зарождению командного духа, чувства солидарности и защищённости. Так что если вы хотите стать частью яркой, нетипичной и увлекательной спортивной традиции — капоэйра для вас!

Анна ГЕЛЯС.

Вернуться к началу страницы